В 2004 году в лицее была создана Валеологическая служба, целью которой являлось оказание помощи педагогам и родителям организовать оздоровительную работу, направленную на формирование у школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Основными задачами валеологического направления работы лицея стали:
1. формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья;
2. создание в лицее здоровьесберегающей среды
3. информационное обеспечение процесса здоровьесбережения;
4. применение в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегательных технологий.
За 14 лет по данному направлению достигнуты определенные результаты:
1. Гигиенические требования для проведения занятий соответствуют требованиям СанПинов:
— проведена аттестация рабочих мест;
— освещение кабинетов, классных досок во всех кабинетах соответствуют гигиеническим требованиям санпинов;
— внутреннее пространство лицея оформлено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями: преобладают светлые тона, окна закрыты жалюзями, мебель подобрана с учётом возрастных групп. В школьных коридорах и кабинетах много живых цветов.
— осуществляется соблюдение теплового режима, поддержание чистоты, соблюдение гигиенических норм и правил учащимися лицея.
2. Также в лицее работает Психологическая служба, которая реализует программу «Психолого-педагогическое сопровождение», а именно:
— отрабатывается комплексная программа психологического состояния учащихся. Проводятся мониторинги по вопросам (влияние учебной нагрузки на психофизическое состояние учащихся, их утомляемость, уровень тревожности, стрессов)
— Изучается и анализируется психологический климат в лицее, в семье, в классе.
3. В лицее созданы условия для сохранения и поддержания здоровья детей:
— работа школьного бассейна;
— организовано горячее питание учащихся;
— имеется большой спортивный зал, соответствующий современным требованиям. Учебный процесс укомплектован необходимых спортивным инвентарём ко всем разделам предмета физкультуры (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжи).
— функционирует школьный стадион, который также соответствует всем необходимым требованиям.
— Также в лицее оборудованы два лицензированных медицинских кабинета и один стоматологический кабинет.
— зал хореографии;
И тренажёрный зал.
Совместная работа с органами здравоохранения, организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся, способствует стабильности показателей здоровья учащихся лицея.
Прежде всего, важное значение придаётся практическим шагам по оздоровлению детей, медработники работают совместно с учителями и родителями:
· В лицее организован 3 час физкультуры, занятия в бассейне; продолжает работу тренажерный зал и зал хореографии.
· Организована работа по профилактике простудных заболеваний: сообщение специальных знаний личной и общественной гигиены, правил о правильном питании; в зимнее-весенний период проводиться витаминизация; регулярно проводиться медицинскими работниками совместно с педагогами собеседования с учащимися и родителями по профилактике простудных заболеваний; соблюдаются санитарные нормы и требования по гигиене помещений; в школьное меню постоянно включены овощи, соки, витамины.
· В лицее с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья продолжена работа родительского лектория с доминирующей тематикой здоровье сбережения, анкетирование. В этом учебном году проводились лекции на тему: «ЗОЖ семьи – в будущем стиль жизни ребёнка», «Роль семьи в возникновении социальных болезней»
· Педагогический коллектив лицея накопил опыт работы по реализации валеологического сопровождения УВП. По этому направлению задействованы предметники, классные руководители, администрация, председатели метод объединений.. Работа по здоровьесбережению нашла отражение в планах их деятельности, анализировалась через педсовет, заседания МО, заседаниях Совета лицея, на административных совещаниях.
· Уроки физической культуры — основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию, закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Обеспечивается дифференциация уровня обучения физической культуре в соответствии со здоровьем учащихся.
· Внеклассная работа по физической культуре этого года состояла не только из организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в школе, но и подготовки одарённых детей к участию в соревнованиях по видам спорта и отборочном этапе предметной олимпиады За год внеклассными мероприятиями по формированию ЗОЖ у учащихся было охвачено 87 % учащихся (1221 человек). Проведено 30 мероприятий. Среди них:
— Олимпиада по физкультуре 9–11 классы;
— Спортивный праздник на стадионе «Золотая осень! (1–4 классов);
— Осенний марафон (первенство по футболу, круговая эстафета) 5–9 классы;
— Веселые старты 1–5 классы;
— Первенство по пионерболу, баскетболу 5–11 классы;
— Президентские состязания 1–10 классы;
— Подвижные игры среди 5–7 классов: «Снайперы», «Мяч ловцу»;
— «А ну-ка, парни!» 10- 11 класс;
— Спортивный праздник «Энергия, красота, здоровье» 8 −11 кл;
— Акция « Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;
— Акция «Родная школа – первый шаг к вершинам спорта» 1–11 классы;
— В рамках дня здоровья (7 апреля) были проведены: подвижные игры, анкетирование «Школьное питание- здоровое питание», «Отношение учащихся к здоровью и здоровому образу жизни», конкурс рисунков « Мы за здоровый образ жизни»!, выпуск бюллетеней «Витамины» 5 класс, «Закаливание» 6 класс, «Режим дня» 7 класс, «Правильное питание» 8 класс, «Вредные привычки» 9–11 класс., слайд презентации по теме здоровья, праздник на воде «По веселым волнам».
Особенно, хочется отметить победы, которые ученики лицея заняли в окружных и городских соревнованиях и участие во всероссийских соревнованиях:
- Городской этап Всероссийской олимпиады школьников – Зарипова Владислава, Меркушева Ирина (1 место), Жигулин Илья (11 место).
- «А ну-ка, парни!» — 2 место (округ);
- Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников — Зарипова Владислава (4 место).
- Окружные соревнования по баскетболу среди девушек – 1 место.
- Городские соревнования по баскетболу среди девушек – 2 место.
- Окружные соревнования по волейболу среди юношей – 2 место.
- Городские соревнования по волейболу среди юношей – 3 место.
- Зарница – 3 место (округ), 6 место (город).
- Участие во Всероссийских соревнованиях Лыжня России, кросс наций; городская легкоатлетическая эстафета – 5 место (юноши), 6 место (девушки).
- Городская школьная баскетбольная лига: в финале соревнований среди учащихся 8–9 классов — 5 место,
- Окружной Спортивно-оздоровительный фестиваль «Президентские состязания»: команда 9 б класса заняла 1 место, команда 10 б класса-1 место.
- Городской Спортивно-оздоровительный фестиваль «Президентские состязания»: команда 9 б класса заняла 3 место, команда 10 б класса-1 место.
- Областные спортивные соревнования школьников «Президентские состязания»: команда учащихся 10 б класса заняла 2 место в общем зачете. В личном зачете по многоборью победителем стала Дронова Мария, второе место у Зариповой Владиславе.
Из года в год увеличивается охват учеников, занимающихся спортивно-оздоровительной работой. 634 ученика занимаются в спортивных секциях школы и города. Из них 46 % занимаются в секциях лицея, 33 % учащихся занимаются различными видами спорта, посещая секции вне школы.
Самое пристальное внимание уделяется организации здорового питания. Многообразие предлагаемой продукции, контроль качества и количества готовых блюд и буфетной продукции, просветительская деятельность по здоровому питанию среди учащихся и родителей, эстетическое оформление залов столовой и блюд позволило отметить положительную динамику роста числа питающихся учащихся.
Сегодня горячим питанием охвачено 98,5 % учащихся начальных классов, 94 % учащихся среднего звена, 97 % учеников старших классов, общий процент питающихся по лицею составил 96, 2 %.