Тема «Развитие исследовательской компетентности учащихся при обучении математике»
Шабаева Светлана Витальевна
Исследовательская деятельность учащихся на уроке наиболее прогрессивный способ изучения математики, и одна из эффективных форм внеклассной работы по предмету. В концепции модернизации структуры и содержания российского образования на период до 2010 г. одним из основных направлений является — создание условий для раскрытия способностей учащихся, подготовки их к жизни в высоко технологичном конкурентном мире. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию личности учащегося. В педагогической практике мне близка идея Сергея Леонидовича Рубинштейна, который, характеризуя психологическую природу мыслительного процесса, указывал «Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия и побуждает к деятельному исследованию».
Целью развития исследовательской компетентности учащихся является социализация личности
и реализация практико-ориентированного образования.
В связи с этим развитие исследовательской компетентности у учащихся предполагает:
-
развивать мыслительные процессы и исследовательскую активность;
-
видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;
-
уметь поставить задачу;
-
уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира;
-
выдвигать гипотезы, обосновывать их;
-
удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.
Формирование исследовательской компетентности предполагает сочетание содержания исследовательской деятельности
и отработку результатов через:
- целеполагание, т. е. выделение цели деятельности;
- целевыполнение, т. е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;
- рефлексию, анализ результатов деятельности, т. е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью.
С этой целью мною разработана и реализуется модель системы развития исследовательской компетентности учащихся.
Этапы организации исследовательской компетентности учащихся
1. Начальный компонент включает входную диагностику, которая позволяет мне получить начальные сведения об уровне готовности учащихся к исследовательской деятельности, а также о степени сформированности внутрипредметных компетенций учащихся.
На этом этапе предлагается ежедневная работа по математическому календарю в течение каждого месяца учебного года. Это удачно подобранные и интересные задания на смекалку, логику, математическую оценку проблемных ситуаций, геометрические вариации. Здесь мною отслеживается общее количество инициатив, их содержательность, реалистичность. Параллельно проводится диагностика учебной мотивации, мотивации по предмету.
2. Мотивационно-целевой компонент предполагает определение целей, создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательской компетентности учащихся.
Осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности на данном этапе осуществляется в условиях:
— учебно-познавательных игр;
— учебных дискуссий;
— методов эмоционального стимулирования;
— отбор и конструирование личностно-значимого содержания исследовательской деятельности.
На данном этапе формулируется проблема, определяется объект исследования, происходит отбор инструментария.
3. Содержательный компонент является ведущим
в системе развития исследовательской компетентности,
и заключается в формировании умений работать
с различными источниками информации,
а именно: — использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;
— составлять и пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы, опорный сигнал или план остального текста;
— работать со справочниками;
— использовать Интернет – ресурсы;
— подготавливать презентации.
4. Процессуально-технологический компонент учитывает научно методическое сопровождение, определяет организационные формы
и методы работы
с учащимися в урочное и внеурочное время.
В урочное время:
— учебный эксперимент;
— практические работы;
— домашнее задание поисковой направленности;
— интерактивные занятия;
— задачи исследовательского характера.
Сравнение структуры типовой
и исследовательской задачи
Типовая задача | Проблемная задача |
Условие содержит всю необходимую для решения задачи информацию об исходных данных и о том, что требуется получить в результате Типового решения существует | Условие задачи вызывает необходимость в получении такого результата при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действий Типового решения не существует или оно неизвестно ученику |
Наличие у ученика знаний, позволяющих классифицировать задачу (отнести ее к тому или иному конкретному виду типовых задач) и реализовать алгоритм ее решения | Наличие у ученика возможностей (ресурсов) для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного («надо открыть неизвестное, и я это могу») |
Ученик выполняет роль машины (решает задачу по «заложенной в него» программе) | Ученик проявляется как личность, его действия зависят, в первую очередь, от его мотивов, способностей |
Механическое запоминание. | Приобретается личностный опыт. |
Покажу на примере, как такая модель позволяет обобщить задачу и перейти от исследования конкретных математических объектов к общей математической её постановке.
Вместо типового задания предлагается исследовательская работа по предложенной инструкции:
- Собрать первичный фонд информации
- Проанализировать фонд
- Составить модели для исследования
- Собрать дополнительный фонд для всех видов
- Исследовать дополнительный фонд
- Составить модели для дополнительного фонда
- Сформулировать гипотезу
- Найти пути для установки её истинности или опровержения
- Представить результаты исследования.
Такая многомерность исследовательской компетентности подтверждается применением учащимся в исследовании аналитических, критических, коммуникативных и других умений.
Во внеурочное время предлагаются следующие формы:
Практико и учебно-исследовательские работы
Примером практико — ориентированного обучения могут послужить уроки интеграций математических знаний в физику, биологию, химию, информатику. Наглядным примером такого исследования стало написание учениками 6 класса работы «Математическая сторона Всемирного потопа», учениками 9 класса работы «Алгоритм Дейкстры», работа ученика 10м класса «Нет предела совершенству» с использованием математических моделей для изучения окружающего мира.
Олимпиады и конкурсы
Представляют собой социально-коммуникативную деятельность учащихся, выступают процедурой выявления и применения потенциальных возможностей учащихся, которые в прочих формах деятельности могут не выявиться и не реализоваться. Участие в интеллектуальных соревнованиях способствует становлению готовности к исследовательской деятельности. Происходит самореализация учащегося, формирование навыков планирования и самоконтроля, складывается критичность.
Математические турниры, дни науки в школе, школьные и городские научно-практические конференции.
5. Критериально-оценочный компонент включает диагностику:
— промежуточного этапа, на котором отслеживается динамика развития внимания, памяти, глубины и качества умственной деятельности по методикам: «Расстановка чисел», «Оценка внимания по методу Мюнстерберга», «Память на числа», «Комбинаторные способности».
— критериев сформированности исследовательской компетентности у учащихся;
— оценку степени сформированности качеств умственной деятельности, которую отслеживаю, используя систему упражнений и задач на определённый вид деятельности;
— карту учебных и личных достижений учащихся;
— результаты ЕГЭ.
Таким образом, формирование и развитие исследовательской компетентности приводит к тому, что не только повышается математическая грамотность, уровень математической культуры, но и вырабатывается у моих учеников готовность активно участвовать в обсуждении, а также формируется умение аргументировать свои суждения, т. е. позволяет быть им успешными в жизни.